Коллекторы. Что это такое, как с ними бороться.
О Ужас! Позвонил коллектор.
Кто такие коллекторы и как с ними себя вести? Проблема коллекторов нет-нет да и всплывает в разговорах с моими читателями, которых я консультирую.
Дескать, вот имеется некая задолженность (как вариант - таковой не имеется) перед банком, и тут начали звонить, писать смс и иным образом мешать спокойной жизни некие граждане, в простонародье-"коллекторы". И как быть в такой ситуации? Поговорим на эту актуальную тему.
Итак, кто такие коллекторы.
Говоря простым языком, коллекторы это или некие субъекты, которые действуют от имени банка с целью взыскать долг, иногда это структура в самом банке, или же это фирма, которая приобрела сложные долги у банков по договору уступки права требования.
Как действуют коллекторы.
Рисунок украинского художника Андрея Саенко, моего знакомого,
надпись сделана автором.
Происходит процесс общения с коллекторами всегда примерно типично - гражданину, который имеет некий просроченный кредит, начинают звонить, писать, слать письма и е-мейлы некие граждане, представляясь кем-то (так-как, как правило, ничего вразумительно о своем статусе данные лица сообщить не могут, ибо такового не имеют), либо вообще никак не представляясь.
Звонок чаще всего происходит следующим образом : гражданин слышит в трубке донельзя стервозный женский голос, с отработанно-металлическими интонациями (а их так обучают общаться, чтобы нагнать страха и трепета), либо не менее неприятный мужской, который называет человека по имени-отчеству, далее заявляет, что имеется задолженность перед тем-то, которую требуют погасить.
Часто подобное общение сопровождается каким-то угрозами, как-то : обращения в суд, принудительного взыскания, выезда "группы взыскания", приезда приставов, ну и прочего. Помимо изложенного, так-называемые коллекторы могут звонить и писать смс во внеурочное время, жаловаться родственникам, соседям, приезжать на работу должника, присылать некие письма с требованиями, ну и так далее.
Как показывает практика, в суд коллекторы подают крайне редко.
Действия коллекторов направлены на глуповатого, юридически не грамотного обывателя, который не знает своих прав и ведется на их наглые методы. Часто коллекторы ведут себя по-хамски, несут запредельный бред (как то : "сейчас к вам приедут приставы", при том, что еще даже суда никакого не было), угрожают и прочее.
На так-называемом "прозвоне" у коллекторских фирм как правило сидят ограниченные, хамовитые дамочки стервозного типа или такие же дяди. Ну, или, быть может, в душе это прекраснейшие, тонкие люди, с чуткой нервной организацией, безумно любящие котят и птичек и плачущие от волнения на всполох заката, но на рабочем месте они превращаются в то, что мы описали.
Если задать им какой-то конкретный юридический вопрос, ответа на который они, разумеется, не знают и знать не могут (в силу ограниченности), то эти телефонные хулиганы могут начать грубить, повторяя одно и то же как испорченный магнитофон. В подкорке головного мозга коллектора произошел сбой и нужна перезагрузка.
Собственно говоря, говорить с ними нормальному человеку, не за чем и не о чем. Пытаться что-то объяснить - пустая трата времени. Да и - зачем, собственно?
Что делать и Как себя вести с коллекторами.
Прежде всего, честно признаем, что лучше не иметь долгов, а, имеючи- по ним платить. Факт очевидный. Другое дело, что, даже если у вас есть долг и вы его заплатить не можете, то никто не имеет права вторгаться в вашу жизнь и хамскими, незаконными методами на вас давить. Это не менее очевидно.
Итак, что делать, если звонит коллектор.
1.) Ну, в принципе, можно вообще ничего не делать и тупо не общаться с данными гражданами, это ваше право.
Если хотят чего-то там - пусть подают в суд.
Можно занять позицию полного игнора, это не ваш, а их интерес о чем-то говорить, вы их звонить не просили, так-что это их проблемы, что они хотят поговорить, а вы их проблемы решать не подписывались.
Как вариант : можно спросить на основании чего они требуют уплаты. Тут два варианта : либо они приобрели право требования к вам у банка, либо они просто взыскивают в интересах банка.
1.) Вариант первый. Коллекторы, настаивают, что приобрели право требования.
Если они, якобы, приобрели право требования к вам у банка — требуем от коллектора предоставить оригиналы (нотариальные копии) документов подтверждающих факт передачи им вашего долга, предоставить ИХ учредительные документы, как юридического лица.
Вообще говоря, пока вы не получили по почте оригиналы (нотариальные копии) документов подтверждающих факт передачи коллекторам вашего долга - не надо вообще ни о чем говорить. Темы разговора нет.
Собственно говоря, общение по телефону вообще представляется крайне сомнительным действом, т.к. вы не знаете кто висит на том конце провода и вам может звонить мошенник, с целью получения какой-то информации, в силу чего по телефону правовые вопросы обсуждать не рекомендую.
А вообще есть простое правило - всегда требуем предоставить у лиц, с которыми вы можете (при желании) пообщаться -подтверждение их ЛИЧНЫХ полномочий (доверенности, приказы о приеме на работу в данное агентство).
НИКОГДА и НИ О ЧЕМ не разговариваем, если вам не были предоставлены данные документы. Обычно на этом разговор и заканчивается. Коллекторы не особо любят предъявлять документы, подтверждающие их полномочия. А без этих документов — это не коллекторы, а рэкетиры. И обращаться с ними следует соответственно.
В случае звонка по телефону (и если вы соизволили с ними о чем-то вообще говорить, таков ваш каприз) - попросите сотрудника Коллекторской фирмы представиться, назвав ФИО полностью, должность, рабочие телефоны Коллекторской фирмы, юридический адрес организации. Если коллектор отказывается предоставить эти данные, разговор должен быть сразу прекращён.
Равно как и в последующем. Заёмщик имеет право на достоверную информацию о коллекторах; проверить, действительно ли такой коллектор работает в Коллекторской фирме и исключено ли мошенничество со стороны звонившего.
( после того как коллектор представился, можно проверить эти данные, повесить трубку и перезвонить на другой номер этой фирмы и спросить, работает ли данный человек в этой организации. Часто бывает, что такого человека не существует, т.к. коллекторы представляются вымышленными именами).
Еще раз упомянем, что пока вы не получили по почте оригиналы (нотариальные копии) документов подтверждающих факт передачи коллекторам вашего долга говорить не надо вообще. Вешаем трубку.
Собственно говоря, еще раз повторюсь, даже с теми, кто приобрёл ваш долг, после установления данного факта документально, все равно можно отказываться от каких-то контактов. Это ваше право, вам они - никто, настаивать на общении права не имеют. Что-то хотят - пусть идут в суд.
1.) Вариант второй. Коллекторы просто требуют уплаты долга.
Ну, тут всё еще более очевидно, это вообще вне рамок правового поля. Закон о деятельности коллекторских агентств в РФ еще не принят. Все коллекторы такого рода есть вымогатели.
Правила общения с коллекторами.
Правила общения с такими товарищами таковы:
1. Всех коллекторов и всегда отправляем по одном адресу — в суд.
-Механизм этого прост : вам позвонил коллектор, вы ему сказали следующее : "По всем вопросам обращайтесь в суд", положили трубку. Всё предельно просто. О чем-то там говорить с коллектором - это тратить время и нервы, по сути дела - пустое и ненужное занятие. А потом, еще раз повторю - вы не знаете кто это вам звонит, а значит НИ ПО КАКИМ СВОИМ ДЕЛОВЫМ ВОПРОСАМ с незнакомцем говорить вообще НЕЛЬЗЯ! Это же очевидно.
-Ни при каких условиях не предоставляйте коллектору никакую информацию.
Будь то сведения о новом месте работы, изменениях в номерах телефонов, месте проживания вас и ваших родственников, времени, когда вас можно застать дома и т.д.
-Если коллекторы продолжают тупо названивать (а это и есть их бесхитростная тактика-капать на нервы, доставать с ослиным упорством), то применяем следующие простые методы : ставим их телефоны в чёрный список, для них всегда будет отбой. То же касается и телефона с которого могут приходить смс. А вообще, зачем в принципе отвечать на незнакомые звонки?, вот вопрос.
А попутно можно записать разговор на диктофон, если уж он произошел и направить жалобу в милицию и прокуратуру по факту вымогательства, статья 163 УК РФ. Это если вы всё же стали о чём-то там с ними говорить и если вам стали угрожать(такие случаи известны).
-Если звонят на домашний телефон (хотя я вообще не понимаю зачем он сейчас нужен кому-то), ну то же самое - ставить в черный список. Если звонят на телефон в квартире родителей, где проживаете и вы, то пусть родители скажут, к примеру: "Он тут не проживает вот уж год, ибо уехал в Воронеж на пмж". Всё предельно просто.
Хороши и такие фразы : "Без комментариев" или "Разговаривайте с моим адвокатом", на вопрос дать телефона адвоката - "Адвокат сам вам позвонит". Всё, разговор подошел к логическому завершению.
2. Если решили о чем-то поговорить, то Все разговоры с коллектором пишем на диктофон.
3. Если коллектор угрожает по телефону или тем паче при встрече — идем в ближайшее отделение милиции и пишем заявление о вымогательстве ( Статья 163 УК РФ)и об угрозе жизни и здоровью. Вопрос только в том, а как вообще встреча могла состояться, зачем она вам-то нужна?
4. Если коллектор звонит после 23-00 либо раньше 7-00 идем в ближайшее отделение милиции и пишем заявление о хулиганстве и нарушении покоя граждан.
5. Если коллекторы пришли к вам домой, дверь не открываем, звоним 02 и вызываем наряд (неизвестные ломятся в дверь, кричат и угрожают). Если приедет полиция, то коллекторы могут получить массу проблем.
Некоторые совсем уж странные граждане могут открыть дверь, впустить коллекторов в дом и начать с ними о чем-то там говорить. Вопрос - зачем? Оно вам надо? Пустая трата времени.
ПРАВИЛО : НИКАКИХ документов у коллекторов НЕ БРАТЬ и НИЧЕГО НЕ подписывать.
Еще раз : НИКАКИХ полномочий что-то требовать у коллекторов нет. Вы с ними никаких договоров не заключали, они не полиция и не судебные приставы.
Между прочим, часто коллекторы используют форму похожую на форму судебных приставов либо иных сотрудников. Сделать это просто : надел чёрный омоновский костюм из военного магазина, высокие берцы, кеппи или берет, приделал некий шеврон на рукав, придал себе бравый молодцеватый вид и вот ты уже не просто какой-то, к примеру, Андрей Николаев, а по типу какой-то там сотрудник чего-то там. У некоторых коллекторских агентств есть даже похожие грозные ксивы в красной корочке.
На недалёкого гражданина вся эта клоунада может возыметь магическое действие, он может подумать, что к нему приехали сотрудники власти. Приём стар как мир, но до сих пор работает.
Никакого специального статуса, а уж тем более публичных полномочий, свойственных государственным правоохранительным и контролирующим органам, у коллектора нет и быть не может. Несмотря на это, многие коллекторские агентства пытаются через название указать на некоторую причастность к властным государственным органам (например, упоминая в названии слова "Рос", "Пристав", "Надзор" и прочее), ведь это может оказать психологическое давление на простодушного должника.
6. Все вопросы с коллекторами решаем только в судебном порядке.
7. Никогда добровольно НЕ платим пени и штрафы. Лучше вообще ничего не платить до решения суда. Ах да, и, конечно же, помним про 3-х летний срок исковой давности, по истечении которого взыскать с вас уже невозможно (об этом надо на суде заявить, если уж он будет).
Однако учтите, что 3-х летний срок исковой давности исчисляется с того момента, когда Вы в последний раз что-то платили: течение срока исковой давности прерывается совершением должником действий, свидетельствующих о признании долга, а после перерыва течение срока исковой давности начинается заново.
И, в любом случае, коллекторам платить не нужно: во-первых, платя деньги сейчас, Вы продлеваете им срок исковой давности (см. выше), во-вторых, правильный размер долга после такого длительного периода может определить только суд. Пример : вот у вас есть долг, по которому течет срок исковой давности, уже прошло два года, остался год, в течение которого с вас что-то можно взыскать по суду. Вывод : через год этот долг с вас не взыскать. Вернее так : подать в суд банк право имеет, но если вы заявите о пропуске срока исковой давности, то в иске суд откажет. А вот если вы сейчас, на поводу у коллекторов, что-то там заплатите, да хоть 10 рублей, то срок исковой давности начнёт течь с самого начала. А вам это
надо? Пусть уж подают в суд и суд решит сколько вы должны банку.
Поскольку срок исковой давности установлен Законом РФ, постольку вы вправе его применять в своих интересах и знать как это делается. И это нормально. Если банк просрочил взыскание с вас долга - это его проблемы, как субъекта договорных отношений с вами. Вы про это знаете - вы это применяете. Всё просто.
8. Стараемся максимально задокументировать все действия коллекторов в вашем отношении (храним любые письма, пишем все разговоры).
9. Всегда помним, что суд (это если до него дойдёт)-может значительно уменьшить размер штрафов и пеней, которые были вам насчитаны либо вообще их убрать.Часто коллекторы, в целях давления на должника, говорят, пишут ему следующее : "вам каждый день капают проценты, ваш долг растет очень стремительно, каждый день вы теряете деньги, вам начисляются штрафы, огромные пени и страшные недоимки. Платите! Только это может вас спасти!"
Всё это (в части размера штрафных санкций) может быть в рамках кредитного договора. Бедный должник, не отягощенный юридическими знаниями, может быть испугается и побежит что-то там занимать, перезанимать, но платить.
А, между тем, ему следует знать, что, если даже банк и подаст в суд, то НИКОГДА суд не взыщет какие-то нелепые суммы процентов и штрафов, которые равны или превышают само тело кредита.
Пример : Если вы должны банку, условно, 50 000 рублей, то НИКОГДА суд не взыщет с вас еще 50 000 рублей каких-то там штрафов, пеней и прочего. Даже 25 000 не взыщет. Даже если предусмотрена договорная неустойка и ее сумма уже, чисто в рамках договора, стала равна самой сумме долга, суд такую неустойку взыскивать не будет, уменьшив ее до разумных пределов. Вот и всё. Принцип соразмерности.
10. Помним, что ставка рефинансирования (ст.395 ГК РФ) по которой вам могут быть предъявлены дополнительные требования в разы меньше ставки потребительского кредита.
11. Помним, что в нашей стране любая проверка контролирующих органов чревата для руководства коллекторской фирмы нервами. Поэтому щедро и смачно жалуемся на действия коллекторов в прокуратуру, полицию и все-все органы. Список и адреса привожу в конце статьи.
Если же вы вообще не заключали кредитного договора:
1. Идите в ближайшее отделение полиции и пишите заявление о факте мошенничества (кредит не брал, кто брал неизвестно).
2. Сообщаем об этом коллекторам.
3. Если отказывают в возбуждении уголовного дела — оспариваем в вышестоящие инстанции.
Куда жаловаться на коллекторов.
Если коллектор угрожает по телефону или при встрече (в смс), нарушает ваши права - надо принять меры. Да так, чтоб земля под ногами горела и не повадно стало.
1.) Обращение в полицию.
Пишем заявление о вымогательстве ( Статья 163 УК РФ)и об угрозе жизни и здоровью (если таковые имеют место), идем в ближайшее отделение полиции и подаём его. При этом к заявлению прикладываем все письма, полученные от коллекторского агентства (в копии), нужно будет предъявить также все аудио- записи, видео-записи, и иные доказательства. В заявлении указываем с каких телефонов кто, когда звонил, чего требовал, как угрожал, что просите : привлечь к ответственности за вымогательство. Заявление пишем в двух экземплярах, на вашем экземпляре ставим входящий (отметка о вручении). Это будет доказательство того, что вы вообще обращались в полицию.
Если товарищи звонят и тревожат во внеурочное время - просим привлечь за хулиганство.
2.) Обращение в прокуратуру.
Данное заявление дублируем в прокуратуру города Петрозаводска по адресу : РК, Петрозаводск, Мурманская, 18. т. 59-32-60. Просим защитить ваши права и законные интересы, привлечь виновных лиц к ответственности.
Данное заявление дублируем в прокуратуру Республики Карелия, по адресу :
Прокуратура РК, ул. Титова, 4, +7 (8142) 71-78-46
И полиция и Прокуратура обязаны разобраться с вопросом и принять меры. О таковых вас известить в письменном виде.
Вообще, на коллекторов надо жаловаться и чем больше - тем лучше. Чем больше жалоб на них и проверок из разных инстанций у них будет - тем больше у них начнется проблем и головной боли, тем крепче будет думать коллекторское тело, прежде чем начинать анонимно хамить и угрожать гражданам.
3.) Комплексное обращение.
Помимо изложенного можно сделать следующее: можно разослать указанную жалобу по следующим адресатам (если это комплексное обращение, не плохо бы указать какие ваши права нарушены в комплексе):
1. Центральный Банк Российской Федирации (Банк России)107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России;
2. Генеральная прокуратура РФ, 125993, ГСП-3, Россия, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а, т. +7 (495) 987-56-56, Интернет-приемная
Интернет-приемная .
http://genproc.gov.ru/ipriem
3. Прокуратура РК : Петрозаводск, ул. Титова, 4, +7 (8142) 71-78-46
4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, 127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18,
строение 5 и 7
Интернет-приемная .
Интернет-приемная http://rospotrebnadzor.ru/virtual/feedback
5. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Адрес: 185003, Республика Карелия, г.Петрозаводск,ул. Володарского, д. 26
Тел.: 8 (8142) 57-23-39 Эл. почта: sanepid@karelia.ru
6. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР),109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2
Интернет-приемная .
Инернет-приемная http://www.rsoc.ru/treatments/ask-question
7. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ, Юридический/почтовый адрес: ул.Балтийская, 41, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910, т. 8-(814-2)55-70-79, rsockanc10@rsoc.ru.
8.Председателю Правления банка (в котором у Вас проблемный кредит).
Поскольку вы шлёте жалобу также в Роспотребнадзор, Роскомнадзор, то следует указать также и то, что ваши персональные данные были переданы третьим лицам без вашего ведома и согласия, что нарушает ваши права по Закону ( ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"), а также все указанное нарушает ваши права как потребителя, просите защитить ваши права потребителя банковских услуг.
Продублируйте ваши письменные обращения, обращениями через интернет-приемные (сейчас у всех федеральных органов они имеются).
Все письменные жалобы желательно отправлять заказными письмами с объявленной ценностью (с описью вложения, где подробно описать вложенные в письмо документы) и письменным уведомлением (его вы получите когда письмо дойдет до адресата).
Успехов в борьбе с коллекторами, и не забываем, что если уж взяли кредит - то его нужно вернуть. Но при этом, ваши права не должны нарушаться.